Вопрос вам как главному внештатному хирургу Пермского края. Подведите итоги года. Чего достигли, чем гордитесь?
- Это первый постковидный год. Основная задача по всей стране - это восстановление полноценной работы хирургической службы. Открылись все отделения, которые ранее были перепрофилированы, вернулись к своей работе специалисты. На прежние объемы выходит количество прооперированных пациентов, проведенных операций, в том числе, высокотехнологичных. Недавно прошло заседание профильной комиссии по хирургии федерального Минздрава под руководством главного хирурга страны А.Ш.Ревишвили, который обозначил проблемы разных регионов РФ.
Пермский край устойчиво занимает средние позиции, по некоторым видам находимся в первой десятке, но работы еще достаточно много. Все объемы высокотехнологичной помощи, по результатам первого квартала, точно выполняются, развиваются новые технологии, внедряются новые операции. В течение последнего времени получили свое развитие внутрипросветные, радикальные операции при заболеваниях пищевода, кишечника.
Я по основной специальности торакальный хирург, и могу сказать, что нет таких операций в легочной хирургии, которые делаются в стране и которые не делаются в Пермской краевой клинической больнице. Более того, ряд вмешательств делается отнюдь не во всех клиниках. Достаточно успешно развивается абдоминальная хирургия, сердечно-сосудистая. Пример тому развитие ФЦССХ им. С.Г.Суханова. Там собран весь цвет кардиохирургов Пермского края, и они абсолютно достойно продолжают дело, начатое профессором Сухановым. Развивается абдоминальная хирургия в 4-й горбольнице, 9-й МСЧ. Мне приятно, что помимо того, что есть основная работа, очень удачно и успешно мы занимаемся подготовкой молодых специалистов. Ученики профессора Д.Г. Амарантова за последние три года на каждой студенческой Олимпиаде занимали первые места – это тоже критерий качества подготовки кадров и критерий качества развития хирургической службы.
Чем объяснить, что старшеклассники, поступая в ПГМУ, хотят быть хирургами?
- Во-первых, это некая юношеская романтика. Еще в те времена, когда мы поступали тогда еще в Пермский медицинский институт, каждый второй хотел быть хирургом. Но стали отнюдь не многие. Я себя хирургом не видел. В силу наследственности мне была ближе микробиология. На самом деле, это интересная и сложная специальность. Это некий симбиоз науки, врачевания, ремесла в хорошем смысле этого слова, поскольку здесь надо работать руками. Это достаточно тяжелый путь в профессию, потому что, как бы старательно ты не учился, что у тебя будет получаться руками, будет понятно только через 5-6 лет. С другой стороны, это крайне рискованная специальность, порой вы имеете дело с пациентами, находящимися на грани жизни и смерти. Не всегда пациенты и их родственники оценивают вашу работу объективно. Порой это тяжелая и грязная работа. У людей, которые приходят в специальность и закрепляются в ней, приверженность к специальности становится частью жизни. Как правило, остаются немногие и работают там практически всю жизнь. И для того, чтобы это было так, их надо готовить с институтской скамьи.
Вы сразу хотели быть хирургом?
- В детстве мечтал быть и летчиком, и физиком-теоретиком. Мои родители микробиологи, и стремления сразу «идти в хирурги» у меня не было. Сначала хотел понять суть профессии. Поэтому в конце второго курса пришел в Пермскую клиническую больницу, тогда еще областную, дежурил по ночам. С тех пор не прошло и дня, чтобы я не побывал в стенах этой клиники. На четвертом курсе меня увлекла легочная хирургия. Мой учитель Евгений Антонович Вагнер - в те времена ректор мединститута - тоже торакальный хирург.
Растет достойное поколение хирургов?
- Сейчас, к счастью, на мой взгляд, меняется система медицинского образования, и мы восстанавливаем достижения еще с советской педагогической медицинской школы.
Я думаю, что прогресс будет виден в самое ближайшее время. В работе хирурга важна и человеческая порядочность, и профессиональная медицинская порядочность, поскольку мы имеем дело порой с очень сложными случаями и с критическими ситуациями. Здесь важна преданность профессии в хорошем смысле этого слова, это не фанатизм, это просто постоянное желание совершенствоваться и учиться, чем больше ты учишься и занимаешься самообразованием и самоподготовкой, тем лучше ты понимаешь, что знаешь ты на самом деле очень мало, и лишь те люди, которые знают немного, считают, что они знают все. Здесь безусловно необходимо общение с коллегами из других вузов и лечебных учреждений. Потому что только при постоянном общении мы можем обогащать свои знания, делиться своими маленькими наработками и можем успешно двигаться вперед. И должно быть искреннее уважение к своим коллегам и пациентам. При наличии этих составляющих, при безусловном трудолюбии, при умении учиться и хорошей научной и учебной подготовке, я думаю, что будет все получаться. Это тяжелый труд, он подходит не всем, но мы всегда рады учить тех студентов и тех молодых врачей, которые заинтересованы в нашей специальности.
Часто говорят, что в медучреждениях не хватает кадров. Касается это хирургов?
- Много или мало - понятие относительное. Если смотреть статистику по стране, в Пермском крае неплохая ситуация по обеспеченности хирургами. Есть проблема в первичном звене, это безусловно. Это важная и непростая работа, но каждый молодой хирург стремится в крупный стационар, и это естественно. В свое время была система подготовки, когда была интернатура, ординатура и обязательные три года отработки. Мы могли подбирать кадры. Они проходили все ступени этой специальности. Сейчас немного видоизменилась система, посмотрим, как это будет далее, но дефицит относительный, он есть всегда и во всех специальностях. У нас достаточно высок средний возраст хирургов. Мы занимаемся со студентам 5-6 курсов. Они у нас проходят ординатуру, в принципе, имеем полное право оценивать их подготовку. За последние лет 5-6 контингент ребят поменялся, у них появился блеск в глазах, они стали лучше готовиться, им интересно работать, поэтому, я думаю, ситуация будет выправляться.
Какие качества должны быть у хирурга?
-Достаточно большое влияние оказывают те люди, у которых ты имеешь возможность учиться. Мне очень повезло с учителями- это академик Е.А.Вагнер, учеником которого мне посчастливилось быть. Это по сути вся хирургическая клиника Евгения Антоновича, где, пожалуй, каждый профессор и доцент был звездой. Это профессор Суханов - создатель кардиохирургической школы в Пермском крае и один из лучших кардиохирургов мира. Нам надо стараться быть похожими на своих учителей, и тогда мы сможем растить достойную смену.
Говорят, «лучший друг хирурга - это скальпель». Вам хватает времени на семью?
-В этом плане любая экстремальная медицина - это крайне сложная специальность, не всем это подходит. Она всегда идет в ущерб свободного времени, просто иногда нужно уметь пользоваться и радоваться малому, но основную часть своей жизни вы будете вынуждены проводить на работе. Это можно принимать или нет, поскольку, если вы хотите стремиться к вершинам мастерства, другого пути нет.
Какое у вас хобби?
- Я много лет занимаюсь дайвингом. Интересный вид спорта, есть определенный адреналин. Люблю кататься на горных лыжах. Хобби это не назовешь. Когда говорят о слове «хобби», можно говорить о нумизматах, филателистах, и для них это смысл жизни, а работа - это лишь приложение. Те, кто занимается хирургическими проблемами, обычно круглосуточно на телефоне. Должна быть постоянная связь с клиникой. Если следовать этой логике, у нас основное хобби - это хирургия, а все остальное - это возможность отключить мозги, немного расслабиться, сменить род деятельности и поддерживать себя в хорошей физической форме.
тел.: +7 (342) 217-21-20 |