Главный внештатный ангионевролог и главный анестезиолог - реаниматолог Министерства здравоохранения Пермского края, к.м.н., заместитель главного врача по Региональному сосудистому центру ГКБ имени С.Н.Гринберга Роман Ефимович Энгаус, рассказал о работе реаниматологом и достижениях пермских сердечно-сосудистых центров.
Роман Ефимович, что сделано в реаниматологии Пермском крае за этот год? Какими достижениями за последние годы гордитесь?
Основное достижение последних лет — это совершенствование материально-технической базы отделений реанимации, которому дала толчок пандемия COVID-19. В реанимационных отделениях края кратно увеличился парк дыхательного оборудования. Также значительно увеличилось количество прикроватных мониторов, шприцевых дозаторов. Серьёзно увеличены мощности кислородных сетей. Нами освоена масса новых лекарственных препаратов, методик и технологий искусственной вентиляции лёгких. Приобретено и введено в эксплуатацию более десяти аппаратов для гемодиализа, предназначенных для лечения пациентов с острым почечным повреждением в контексте критических состояний различного генеза. Расширение материально-технической базы естественно несёт значительную дополнительную финансовую нагрузку на медицинские организации, так как всё это «богатство» необходимо обслуживать и ремонтировать. Очень бы хотелось не утратить этот потенциал.
В систему пришло новое поколение молодых специалистов анестезиологов-реаниматологов, и нам есть что им предложить для реализации их профессиональных компетенций.
Новым этапом развития в оказании медицинской помощи пациентам в отделениях реанимации стал выход в свет клинических рекомендаций по организации и проведению мероприятий ранней реабилитации (РЕАБИТ). Значительное количество больниц получили лицензии по медицинской реабилитации. Теперь с нами работают специалисты в этой сфере. В обходах реанимационных отделений кроме реаниматологов и профильных специалистов участвую врачи физической реабилитационной медицины, клинические психологи и логопеды. Эта новая служба также обеспечена оборудованием в полном объёме, и всё это уже возымело действие, и мы видим результаты.
Как обстоят дела с сердечно-сосудистыми заболеваниями?
В 2013 году в Российской федерации стартовала программа борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Активно включился и Пермский край. Сегодня в крае работают 15 клинических площадок по оказанию специализированной медицинской помощи пациентам с инсультом. Через десять лет их, к счастью, не стало меньше. Программа успешно продолжается. Мы обновляем тяжёлое диагностическое оборудование (КТ, МРТ, ангиографические установки) и, как я уже сказал, реабилитационное оборудование. Мы не в отстающих регионах. Специалисты инсультных центров продолжают наращивать количество пациентов, получивших тромботическую терапию (ТЛТ) при ишемическом инсульте. Доля пациентов, получивших ТЛТ, – это показатель, мониторируемый федерацией.
У нас этот показатель один из лучших в России. Как вы знаете, очень маленькое временное окно 4,5 часа от начала заболевания, когда мы можем делать тромболизис пациентам, и спасти их от инвалидизации, а иногда и от смерти. По итогам полугодия, Пермский край делает 10.8% (норматив не менее 7%). Абсолютно новой вехой в лечении инсульта является внутрисосудистая тромбэкстракции. Это дорогостоящая, высокотехнологическая операция, выполняемая пациенту с инсультом также в определённом, ограниченном временном окне. Специалист, эндоваскулярный хирург, извлекает из артерии, питающей участок головного мозга, тромб, препятствующий току крови, и инсульт «отменяется». Показания для этой процедуры довольно узки. Специалисты стремительно овладевают этой методикой, которую необходимо поставить «на поток».
Как этого удалось достичь?
Это сложная командная работа. В этом году все заведующие специализированных пермских центров съездили в Москву и Казань на учебу по инсультным программам. Эта программа продолжает работать в полном объеме, оборудование закупается, когда нужно. За последний год имеем снижение заболеваемости инсультом. В Пермском крае работают программы по льготному лекарственному обеспечению для людей, перенесших инсульт. И диспансеризация как вторичная профилактика дает свои результаты. Это сложно, большие человеческие и денежные ресурсы, тем не менее все наши усилия дали результат. Летальность не такая уж и высокая, хотя может быть и ниже. Летальность от инсультов по Пермскому краю где-то 17 %, в ковидные годы она, понятно, была выше, до 22%.
Что с кадрами в этих центрах?
-Тяжелый дефицит кадров в инсультной службе. У нас не хватает неврологов. Сегодня неврологов готовит только клиническая ординатура. Этого мало. Целевых мест в ординатуре очень мало. Работа в инсультной службе - это тяжелая физическая работа. Инсультные центры, которых в крае 15, работают по режиму принципа скорой помощи. То есть это большое поступление пациентов по скорой, не обязательно с апоплексическим ударом. Привозят тех, у кого подозрение на инсульт, их нужно осматривать и обследовать, исключать и перенаправлять. Вся эта нагрузка сказывается на профессиональном выгорании врачей: уходят больше, чем приходят.
При этом в Пермском медицинском университете остаются популярны специальности в ординатуру на хирургию и реаниматологию. Почему?
- Так всегда было, и эти специальности особо ценились из-за высокого уровня образованности. Анестезиология-реаниматология - это работа, требующая большой подготовки, большого умения делать руками, потому что там очень много мануальных навыков. Это самая тяжелая категория пациентов и самая аппаратурообеспеченная область медицины: имеется серьезное дыхательное и мониторинговое оборудование. Люди хотят там работать, и уровень зарплат неплохой, ставка 50-60 тысяч.
Какими качествами должен обладать реаниматолог?
- Это должно быть специфическое мышление: быстрый ум, способность быстро принимать решение. Зачастую думать некогда, там надо просто знать на автомате все, что нужно делать с больным. Быть спасателем, делать все быстро. Реально спасти в критической ситуации может только анестезиолог-реаниматолог. Если все специальности врачей работают по нозоологии, терапевты лечат одно, эндокринологи другое, то анестезиологу-реаниматологу не важна болезнь, ему важно какое состояние. То есть критическое состояние в любой области - это показание оказаться в интенсивной терапии. Потому этот специалист должен серьезно ориентироваться в разных областях и в критических состояниях, которые развиваются.
С 2023 года добавлено больше мест в ординатуру по Скорой помощи. Но желающих немного. Почему вы рекомендовали бы начать свой путь врача именно со скорой?
-Скорая помощь - это всегда суперстарт. Когда люди приходят на скорую помощь, они открываются в плане интенсивной медицины или не открываются. Через месяц, два, три, сразу видно, останутся они или нет. У одних горят глаза и все спорится, другие ходят с потухшим взором, и все им в тягость. И мы видим, что он не подходит на эту работу. Хорошо, если это просто практика: пришел, попробовал и сделал для себя вывод. Кому бы вы порекомендовали пойти работать в службу скорой помощи?
-Скорая - это очень серьезные требования и подготовка. Это определенный широкий объем знаний, нужно иметь хороший кругозор. Данная работа учит способности быстро оценить, быстро принять решение. Бригада скорой: 1 врач и медработник. Ты, конечно, можешь ждать реанимационную бригаду, но ты сам быстро должен принимать решение. Конечно, это нагрузки круглый год: постоянно выезжать на машине скорой и зимой, и летом, в холод и жару, дождь, снег, солнце, в любом состоянии. Но раз ты взялся за эту работу, ты должен ее делать. Может потребоваться оказание помощи в квартире, подъезде, на чердаке, подвале, в чистом поле, - где угодно. Фанатов скорой начинаешь спрашивать: «Почему так долго работаете и за что любите свою работу?». Оказывается, их именно эта непредсказуемость и заводит. Когда ты каждый раз едешь куда-то и не знаешь, с чем ты сейчас встретишься. Разнообразие и некабинетная работа, именно это и подкупает, открывает в человеке определенные черты характера, воспитывает определенные качества. Ты вливаешься в коллектив таких же смелых людей, приобретаешь друзей на всю жизнь. Очень рекомендую молодежи попробовать себя на скорой помощи. Обычно люди сразу понимают, их эта работа или нет, но большинство остаются. И работа на скорой отличный старт, для того чтобы сделать карьеру врача-реаниматолога. Это тяжелая и грязная работа, но люди, которые проходят горнило тяжелых условий, выйдя потом в более комфортную жизнь, чувствуют себя подготовленными к любой ситуации. Такие люди не растеряются нигде: ни на поезде, нив самолете, ни на пароходе. Сейчас же масса разных мест, где можно найти себе применение после ординатуры по скорой помощи: и медицина катастроф, и служба спасения.
Вы сразу поняли, что хотите быть реаниматологом?
-Мое желание стать реаниматологом-анестезиологом появилось, когда работал на скорой помощи. После медучилища поступил в пермский вуз, закончил его, попал в интернатуру, потом в ординатуру, потом больше 20 лет заведовал отделением, при этом оставался сотрудником скорой помощи, по субботам дежурил на реанимационной бригаде. Мне это всегда нравилось: быстро, срочно, точно. Здорово!
Чтобы вы пожелали своим коллегам из ПГМУ в День медика?
-День медицинского работника - это такой всеобъемлющий праздник. Поздравить хочется не только врачей, но всех людей, которые работают в здравоохранении. Если говорить про наш любимый вуз, то без них мы, конечно, не смогли бы работать в медицине. С удовольствием вспоминаем годы нашей учебы, наших преподавателей. В этот праздник поздравляю от всей души с Днем медицинского работника преподавательский состав Пермского медицинского университета. Желаю здоровья, максимально профессионального долголетия, потому что подготовка медицинских кадров - это очень серьезная и ответственная работа. Желаю всего самого наилучшего, и чтобы не было никаких разочарований.
тел.: +7 (342) 217-21-20 |