Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера
Логотип ОУ горизонт красный для ссылки на портал
Портал
ДО1
Клиника2
МО
Корпоративный портал
Сведения об образовательной организации
Сведения об образовательной организации
«Вуз здорового образа жизни»
Вуз здорового образа жизни
    
Наши достижения
Достижения
Конференции
Конференции
Пермский медицинский журнал
Пермский медицинский журнал
Лингвистический центр «Medlinqua»
Лингвистический центр «Medlinqua»
Доступная среда
Доступная среда
Электронная образовательная среда
Электронная информационно-образовательная среда

Новости

В «Медицинской газете» вышло интервью с руководителем ПГМУ Анной Благонравовой

 «Эпидемиолог отличается системным мышлением»

Новый руководитель Пермского Медицинского, доктор медицинских наук Анна Благонравова – эпидемиолог. Прошел год, как она исполняет обязанности ректора Пермского медицинского университета им. акад. Е.А. Вагнера, а до этого была проректором по научной работе Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ) в Нижнем Новгороде. Корр. «Медицинской газеты» Болеслав Лихтерман попросил её рассказать о сегодняшнем и завтрашнем дне Пермского Медицинского.

photo 5282837245147075648 y

Анна Сергеевна, почему вы променяли Нижний на Пермь?

-Это некорректная формулировка. Я не променяла, а изменила место работы и жительства.

Хорошо, почему изменили?

-Потому что мне предложили эту должность в Минздраве России, а я согласилась, так как была к этому готова. Административная работа в ПИМУ подвигла меня больше узнать, как осуществляется управление. Я поступила в Высшую школу экономики на магистерскую программу «Управление в высшем образовании». Эта учёба и моя внутренняя потребность способствовали тому, что я стала смотреть шире на работу университетов, стала знакомиться с работой других вузов. Поэтому хотелось применить накопленный опыт в другом учреждении, попробовать реализовать что-то новое, тем более что идеи, как и куда двигаться, уже были.

 Что можно развить и куда двигаться?

-Хотя высшее образование - довольно консервативная сфера деятельности, в ней тоже происходят значительные изменения. Во многом они были инициированы, когда стали реализовываться национальные проекты «Наука и университеты», «Цифровая экономика», и к вузам стали предъявляться иные требования - если раньше их основной задачей являлось обучение студентов, то сейчас это инновационная деятельность и так называемая «третья миссия». Медицинские вузы не остались в стороне от этих тенденций. Минздрав России активно стимулирует развитие в подведомственных вузах научно-исследовательской деятельности, прикладное применение научных работ, трансфер технологий в практическое здравоохранение.

Что такое «третья миссия»?

-Это социальная миссия университета, вклад в развитие общества, а если смотреть шире, то она включает в себя социальное, культурное и научно-образовательное направления. Для медицинских вузов она всегда была характерна, поскольку они занимаются лечебной деятельностью. Сейчас большое внимание уделяется молодёжной политике, работе с населением, волонтёрскому движению.

Вы пришли сюда со своей командой?

-Нет.

Значит, вы её создаёте или уже создали?

-Создаю. Команда за один год полностью сложиться не может. Я благодарна ректору и сотрудникам ПИМУ, которые очень помогли мне на первых порах и продолжают это делать. Многие коллеги приезжали сюда, чтобы помочь провести аудит некоторых процессов, подсказать, как лучше выстроить работу. В вузе была своя команда, и мы присматривались друг к другу. Я выбрала тех, с кем можно идти дальше. Где-то поменяли руководителей, где-то создали новые подразделения. По большому счёту весь коллектив университета должен работать, как единая команда. Год - это небольшой срок, но я надеюсь, что за это время мне удалось найти людей, с которыми нам по пути.

Чем отличается Пермский Медицинский от ПИМУ? Это соразмерные вузы?

-Вузы соразмерные, но, как и в каждой семье, есть различия. Количество обучающихся примерно одинаково, почти тот же набор факультетов, сопоставимые численность профессорско-преподавательского состава и перечень кафедр. Отличия вижу, во-первых, в организации научно-исследовательской и клинической работы. В состав Пермского ГМУ входит монопрофильная медицинская клиника челюстно-лицевой хирургии. Другой такой нет в Приволжском федеральном округе, а, может быть, и в других регионах. Здесь оказывается плановая и экстренная медицинская помощь взрослым и детям из Перми и всего Пермского края.

Что бы вы хотели изменить?

-Хочется придать новый импульс научно-исследовательской и инновационной деятельности. Здесь есть несколько диссертационных советов, высокая доля остепенённых сотрудников (кандидатов и докторов наук), но собственная база для осуществления научно-исследовательской деятельности в университете не очень богатая. Поэтому в первую очередь я вижу перспективы в коллаборации с другими вузами, научными учреждениями, Пермским научно-образовательным центром мирового уровня. За этот год у нас увеличилось количество совместных проектов и, соответственно, их финансирование. Кроме того, перспективы в налаживании отношений с предприятиями Пермского края. Во многих из них есть потенциал выпуска продукции, полезной для здравоохранения. Изменения также затронут образовательную деятельность вуза. За прошедший год мы перестроили работу с абитуриентами, потому что основная задача вуза - готовить кадры для отрасли. Ни для кого не секрет, что кадровый дефицит нарастает, в том числе в Пермском крае, поэтому подготовка «своего» абитуриента входит в число первоочередных задач. В этом году мы создали управление по работе с абитуриентами, выделили направление, связанное с профориентацией. Не скажу, что эта работа никогда не велась, но мы постарались её систематизировать, выстроить взаимодействие и с медицинскими классами, и с теми школами, где их нет. Чем раньше мы начнём работу со школьником, тем выше вероятность, что он придёт к нам.

Есть ли у вас предуниверсарий, как в Сеченовском университете?

-Такого у нас нет, и мне кажется, что на сегодняшний день в его создании нет необходимости: правительство края инициировало и поддержало создание профильных медицинских классов в Перми и муниципальных образованиях Пермского края. Университету нужно грамотно выстроить работу с медицинскими классами, которые прекрасно оснащены, там есть замечательные педагоги, с ними вуз будет взаимодействовать, осуществлять методическую и практическую помощь. Мы организуем экскурсии школьников в больницы, музей, симуляционный центр ПГМУ, планируем программу «Один день в университете», проводим профориентационные пробы, интерактивные «Дни открытых дверей», выставки.

Много ли у вас студентов? Какая работа с ними ведётся?

-У нас около 5 тыс. студентов. В этом году в вузе создана «Школа хирургов», которая выросла из студенческого научного кружка кафедры факультетской хирургии № 2 Под руководством заведующего кафедрой профессора Дмитрия Амарантова ребята осваивают хирургические навыки, участвуют в конкурсах, олимпиадах, ездят по всей стране и занимают призовые места. Мне показалось, что эту работу можно встроить непосредственно в образовательный процесс, по аналогии с субординатурой, которую я ещё застала, когда студенты старших курсов, уже определившиеся со своим будущим направлением профессионального развития, могли углублённо к нему готовиться. Мы предусмотрели в рамках учебной программы дополнительные занятия для специальных групп студентов лечебного факультета - будущих хирургов. Конечно, они поступают в ординатуру более подготовленными, у них больше шансов туда попасть. Такой выпускник будет очень ценен для медицинской организации, поскольку он обладает не только теоретическими знаниями, но и хорошими практическими навыками. Для «Школы хирургического мастерства» мы сейчас закупаем оборудование и биологический материал (чтобы студенты могли тренироваться на органокомплексах животных).

Какой в этом году был конкурс?

-Количество бюджетных мест ежегодно увеличивается, и задача вуза - принять на обучение мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов. О конкурсе сейчас очень трудно говорить. Если смотреть по количеству заявлений, их было около 6 тыс. на 505 бюджетных мест, но эту цифру вообще не стоит брать во внимание, потому что абитуриент имеет право подавать заявления в разные вузы, на различные направления подготовки. Главное, что мы выполнили план по контрольным цифрам приёма и свободных мест не осталось. Порядка 70% бюджетных мест занято целевиками.

В некоторых университетах студенты с первого курса привлекаются к научной работе. А как у вас?

-Безусловно, возможность заниматься научной работой должна быть предоставлена всем желающим, однако моё глубокое убеждение, что если у человека нет внутренней потребности, то увлечь его невозможно. Мы должны познакомить студентов с основами научной работы, показать им, как это делается, но я против насилия в этом вопросе - не могут все быть учёными.

Много ли студентов учится по контракту?

- Это в основном иностранцы. Их у нас почти 2 тыс., многие из Индии.

Чем же ваш вуз их привлекает?

- И ценами, и относительной территориальной близостью - лететь из Дели до Перми всего 4 часа, а разница во времени составляет 30 минут.

Только климат немного отличается...

- Почему-то наш климат им очень нравится. На вопрос «Почему вы больше всего скучаете, уехав из России», наши индийские выпускники отвечают: «По майонезу и по прекрасной погоде».

На каком языке они обучаются?

-На английском, но русский как иностранный они тоже учат, хотя больший эффект даёт погружение в языковую среду. За ними закреплены тьюторы, которые помогают им на первых порах адаптироваться - ходят вместе с ними в магазины, театры, сопровождают в общественном транспорте, на экскурсиях по краю. Наших студентов очень любят приглашать на различные мероприятия, где они знакомят местных жителей с национальной культурой тех стран, откуда приехали. На днях я встречалась с министром культуры Пермского края, он вспомнил, что на премьере балета «Баядерка» для участия в массовке приглашались наши студенты из Индии, чтобы придать танцам аутентичность.

Вся ординатура у вас целевая?

-Каждый год к нам поступает 250-300 ординаторов. Сейчас установка на увеличение целевых мест, и есть специальности, где только такие места.

В программу «Приоритет - 2030» ваш вуз не входит?

 -Мы задействованы в её реализации, являясь членом консорциумов, созданных университетами - участниками программы (Пермский политех, МГМСУ им. А.И.Евдокимова и др.).

Сотрудничаете ли вы с другими университетами и есть ли международные проекты?

-Да, в рамках сотрудничества с Международной ассоциацией студентов-медиков и Национальной ассоциацией студентов медицины развивается академическая мобильность студентов. В этом году студенты выезжали на летние стажировки в Азербайджан, Армению, Китай. Запущена программа развития внутренней мобильности (на базах российских медицинских вузов и НИИ). Есть также научно-образовательные международные проекты: с университетом Ариэль (Израиль), Национальным институтом рака (Италия), университетами Наньчан, Цзуньи и Ляонин (Китай).

Какие ещё проекты реализуются в вузе?

-Проект «Эффективный руководитель - лидер здравоохранения Прикамья», реализуемый Пермским медицинским при поддержке правительства края, направлен на сохранение и развитие управленческих кадров в здравоохранении. Он построен в виде обучения- конкурса для выявления наиболее перспективных руководителей (как структурных подразделений, так и медицинских организаций). Сотрудники, отобранные руководством в кадровый резерв, на протяжении года проходят обучение на нашей кафедре общественного здоровья и организации здравоохранения и параллельно выполняют проект, направленный на улучшение работы своего подразделения/ медицинской организации или на совершенствование оказания помощи при каком-то заболевании определённой группе пациентов. Фактически мы даём курсантам управленческие компетенции, необходимые современному руководителю. Проект стартовал в прошлом году, и в результате победители получили хорошее назначение, заняли руководящие должности в системе здравоохранения.

Сейчас в рамках национального проекта создаётся сеть университетских кампусов. В Перми это тоже имеет место?

- Определены девять регионов, в которых создадут кампусы мирового уровня, и Пермь вошла в число регионов-победителей в рамках второй волны. Отличительная особенность Пермского кампуса «Будущее Пармы» - в том, что он является межвузовским и включает 5 основных направлений, под которые будут созданы лаборатории. Одной из лабораторий, в деятельности которой ПГМУ играет ведущую роль, станет «Здоровье Пармы». Как правило, кампусы создаются при каком-то конкретном университете или под одну тематику, а Пермский задуман как площадка для активного взаимодействия всех вузов. Такой подход команды «Будущего Пармы» был отмечен специальной наградой по итогам работы 2023 г. - за успешное выстраивание партнёрств и надёжность в сотрудничестве.

Что такое «Парма»?

-Это местное название хвойного леса или тайги. Читали «Сердце Пармы» Алексея Иванова?

К сожалению, нет.

-Лаборатория цифровой медицины, бионики и биотехнологий в рамках направления «Здоровье Пармы» предполагает взаимодействие нескольких вузов (политехнического, фармацевтической академии, государственного национального исследовательского университета, аграрно-технологического и др.) под общим руководством Пермского медицинского. Межвузовский кампус может стать прекрасной площадкой для такого взаимодействия.

В масштабах страны поставлена цель омоложения профессорско-преподавательского состава - не менее 40% педагогов должны быть моложе 40 лет. Как вы собираетесь её достигнуть?  

-Планируется разработка программы по привлечению и удержанию молодых кадров. Чтобы молодёжь у нас задерживалась, нужно давать ей горизонт развития, показывать карьерные перспективы.

До вас университет возглавляли клиницисты - сначала хирурги, затем педиатр. Вы являетесь эпидемиологом. Есть ли разница, кто руководитель вуза по специальности?

-Когда мы администрируем какую-то деятельность, мы, прежде всего должны быть хорошими управленцами. Конечно, специальность накладывает отпечаток на личность в целом. Мне кажется, эпидемиолог на руководящей должности - очень хороший вариант. Мой учитель Вячеслав Шкарин, который 20 лет возглавлял Нижегородскую государственную медицинскую академию (ныне ПИМУ), всегда говорил, что эпидемиолог отличается системным мышлением. Ему приходится решать глобальные организационные вопросы. Я считаю, что основная функция эпидемиолога - анализировать информацию и принимать решения.

Почему вы решили стать эпидемиологом?  

-Я окончила медико-профилактический факультет в Нижнем Новгороде. Нам показывали обучающие фильмы, и меня очень впечатлил фильм «Следствие ведут эпидемиологи». Там демонстрировали расследование вспышки бешенства, где специалисты-эпидемиологи занимались поиском источника инфекции, установлением взаимосвязей между контактными, выявлением причин распространения инфекции. Я подумала тогда, что это очень интересная и полезная работа. Наша кафедра тогда (в 1990-е) активно занималась внутрибольничными инфекциями, что позволяло работать в больнице. У меня никогда не было мечты лечить пациента, но всегда интересовала работа, приносящая людям пользу. Госпитальный эпидемиолог - это, мне кажется, идеальный вариант. Эпидемиолог должен обладать широким кругозором, чтобы разговаривать на одном языке и с хирургом, и с терапевтом, и с бактериологом, и с врачом лабораторной диагностики (это моя вторая специальность) и донести правильную информацию до главного врача, чтобы склонить его к решениям, которые зачастую затратные и не приносят пользу в близкой перспективе. Нужно иметь дипломатические способности.

Дипломатом на должности ректора приходится быть в любом случае. Где вы обрели управленческие навыки?

-Я окончила президентскую программу по подготовке управленческих кадров. К тому времени я уже возглавляла НИИ профилактической медицины Нижегородской государственной медицинской академии и чувствовала, что каких-то управленческих компетенций мне не хватает. Затем были многочисленные курсы повышения квалификации по управлению финансами, кадрами и т.п. В 2024 г. завершаю обучение в магистратуре, о которой говорила ранее.

Есть ли у вас какие-то увлечения или вы живёте только работой?

-Нормальный человек не может жить только работой. В Перми насыщенная театральная жизнь. Я поначалу была очень удивлена, что залы всегда заполнены. В летнее время увлекаюсь туризмом - люблю водный туризм, сплавляться на байдарках, трекинг.

По утрам бегаете?

-Мне нравится северная ходьба, и в нашем университете есть группа, в которой каждый желающий - сотрудник или обучающийся - может освоить технику и найти компанию для совместной прогулки. Я много хожу пешком, иногда занимаюсь йогой, зимой катаюсь на лыжах. На мой взгляд, любые физические упражнения должны приносить радость и удовольствие, а не изнурять.

Остаётся ли время на чтение?

-Очень люблю читать книги, в последнее время часто слушаю аудиокниги. Сейчас читаю «Броне-пароходы» Алексея Иванова. Я познакомилась с его творчеством задолго до того, как побывала в Перми. А эту книжку о гражданской войне читаю целенаправленно, узнаю те места, которые описывает автор.

Последние новости университета:

13/12/2024, 10:24
Код, шифр Наименование профессии, специальности, направления...
13/12/2024, 10:11
С 02.12.2024 г. по 03.02.2025 г. осуществляется прием заявок на Конкурс "Внутривузовские...
13/12/2024, 00:14
Масштабный научно-образовательный форум, организованный НОМУС ПГМУ и крупнейшим...
09/12/2024, 01:06
Итоги Межрегиональной научно-практической конференции «Избранные вопросы педиатрии» 22 и...
06/12/2024, 16:06
 т1 Код, шифр Наименование профессии, специальности,...
05/12/2024, 20:19
  Положение об олимпиаде Приказ о проведении...

Tel doveriya 300kh100

300х300белый

banner terror

180x150

Система Orphus

консультант студента

Адреса и контакты

тел.: +7 (342) 217-21-20
факс: +7 (342) 217-20-21
e-mail: psmu@psma.ru

 
Министерство здравоохранения Российской ФедерацииМин наукиМин просвнадзор
центрlogo rosobr small 1Без названия130x50 TAKZDOROVOpfo